ФГОС: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Федеральный уровень
ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286)
ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
Региональный уровень
Приказ, план мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Муниципальный уровень
План мероприятий системы образования Брейтовского МР по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Уровень образовательной организации
План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МОУ Прозоровской СОШ на 2021-2022 учебный год
ПОДРОБНЕЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Зачем реализуется? Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.
Когда реализуется? C 2021 года по 2024 год
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; применять математические рассуждения; испольховать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышения качества жизни.
5. Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/ или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции – сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
![]() |
Материалы о проекте по формированию функциональной грамотности школьников |
Методическая поддержка педагогов по формированию и развитию читательской грамотности (ссылка) |
Информационные материалы![]() |
Информационные материалы![]() |
Информационные материалы![]() |
Информационные материалы![]() |
Информационные материалы![]() |
Банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся |
Читательская грамотность (банк заданий) |
Математическая грамотность (банк заданий) |
Финансовая грамотность (банк заданий) |
Естественонаучная грамотность (банк заданий) |
Креативное мышление (банк заданий) |
Глобальные компетенции (банк заданий) |
Мониторинг ФФГ (демонстрационные материалы) |